Катод (положительный электрод, +) оксид свинца PbO2.
Анод (отрицательный электрод, -) свинец Pb
Электролит 40% раствор серной кислоты (H2SO4) в дистиллированной воде 60%.
Во время разряда в оксид свинца (+) и свинец (-) входит сульфат ион серной кислоты.
Электроды превращаются в сульфат свинца, при этом по внешней цепи протекает электрический ток. Во время заряда из электродов выходят сульфат ионы серной кислоты, а сульфат свинца превращается в оксид свинца (+) и свинец (-).
При вхождение сульфат иона в оксид свинца (+), электрод расширяется на 160%, а в свинец (-) расширяется на 94%
При разряде плотность электролита падает, так как серная кислота входит в структуру электродов, из-за этого её содержание в электролите уменьшается. Для тяговых аккумуляторов плотность электролита варьируется от 1,28 кг/л для 100% заряженного аккумулятора и 1,14 кг/л для разряженного до 20% аккумулятора.
Напряжение на элементах аккумулятора зависит от плотности электролита, а не от ёмкости аккумулятора.
ГЛУБИНА РАЗРЯДА БАТАРЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПЛОТНОСТИ ПРИ РАЗЛИЧНОЙ ТЕМПЕРАТУРЕСистема «АКБ Мониторинг» позволяет в динамическом режиме определять уровень заряда аккумуляторной батареи, что гарантирует предсказуемую работу аккумулятора. Узнать подробнее
Тяговый | Стационарный | Стартерный | |
Ресурс в циклах | 10 | 5 | 2 |
Срок эксплуатации | 7 | 10 | 6 |
Постоянный разряд тока | 8 | 6 | 2 |
Ипульсный разряд тока | 4 | 6 | 10 |
Размер кристалла в активной массе | Большой | Средний | Очень маленький |
Ключевой особенностью является необходимость проводить сервисную операцию по заливу дистиллированной воды и выделениях водорода во время заряда (это важное требование по пожарной безопасности и организации инфраструктуры зарядной комнаты).
В обслуживаемых свинцово-кислотных аккумуляторах используют жидкий электролит в виде раствора серной кислоты (40%) и воды (60%), а также обычный тонкий сепаратор. В них периодически необходимо заливать дистиллированную воду.
В свинцово-кислотных аккумуляторах, произведенных по технологии GEL или AGM, сделаны модификации. В технологии GEL в электролит добавлена гелеобразующая добавка, а в AGM технологии значительно утолщен сепаратор. Задачей обоих технологических решений является создание препятствия для газов, которые выделяются на электродах во время электролиза воды (в электролите во время заряда это водород (Н2) и кислород (О2)), с целью объединения H2 и O2 в воду. Этот процесс позволяет сделать аккумуляторы необслуживаемыми. Также этому способствует клапан, который поддерживает определенное давление в элементе при заряде.
Электрохимия классических (обслуживаемых) и необслуживаемых (GEL / AGM) одинаковая!
ВАЖНО! При заряде горячих GEL и AGM аккумуляторов, ни гель/толстый сепаратор, ни обратный клапан давления, не защищают элемент от выхода газов, а, следовательно, это ведет к ухудшению параметров аккумулятора из-за падения уровня электролита внутри элемента и невозможности его выровнять.
Система «АКБ Мониторинг» следит за температурой аккумулятора и при сильном перегреве рекомендует отключить аккумулятор от зарядной установки. Узнать подробнее. Если установлена система управления зарядными установками отключение происходит автоматически. Узнать подробнее
Допустим, один из элементов в аккумуляторной батарее вышел из строя по причине короткого замыкания, его напряжение в состояние покоя равно 0В вместо 2,15В. Однако в данном элементе остался электролит, в состав которого входит вода. Поэтому при разряде аккумуляторной батареи, когда ток будет проходить через неисправный элемент, на элементе будет напряжение примерно -2В (практически доказано), вместо 2,06В под нагрузкой в 100% заряженном состоянии и 1,8В при 20% уровне заряда. Соответственно, под нагрузкой данный элемент будет понижать напряжение всего аккумулятора на 4,06 Вольта.
Рассмотрим примеры, на сколько уменьшится рабочая ёмкость батареи при наличии неисправного элемента:
24B | 48B | 80B | |
Напряжение при 100% уровне заряда с исправными элементами, под нагрузкой | 24,7 В | 49,4 В | 82,4 В |
Напряжение при 20% уровне заряда с исправными элементами, под нагрузкой | 21,6 В | 43,2 В | 72,0 В |
Напряжение при 100% уровне заряда с 1м неисправными элементами, под нагрузкой | 20,6 В | 45,3 В | 78,3 В |
Остаточный рабочий заряд | 0% | 20% | 45% |
Соответственно, уже при наличии одного неисправного элемента, тяговые аккумуляторные батареи с номиналом 24В и 48В будут не работоспособны, и только 80В тяговая АКБ сможет работать, но вдвое меньше номинального времени.
*Система АКБ Мониторинг позволяет отслеживать текущее состояние элементов в аккумуляторной батарее. В случае выявление элемента с ухудшенными характеристиками, система сообщает об этом. Это позволяет своевременно в рабочем режиме сделать замену элемента, а не в аварийном состоянии.
Так как на конечные свойства аккумуляторных батарей влияют только природа веществ (химия свинца) и технология изготовления свинцово-кислотных аккумуляторных батарей (определяется заводом изготовителем), мы строго не рекомендуем использовать никакие присадки/добавки/шипучки и прочие жидкости в электролит, а так же пользоваться дорогостоящими, «восстановительными» зарядами, основанными на супер технологиях (том числе нано, резонансно, импульсно и прочих технологиях).
В редких случаях можно применить десульфатирующий заряд (заряд малым током, длительное время) для снятия сульфата свинца с пластин.
Наиболее удобный способ сохранения аккумулятора в хорошем состоянии – это его правильная эксплуатация. Система АКБ Мониторинг вам в этом поможет. Узнайте как
Электротехника, будь то электротележка, погрузчик или высотный штабелер, имеет только один тип коммуникации с тяговой аккумуляторной батареей – разъём, а следовательно, оценка состояния аккумулятора происходит только по общему напряжению на батарее. Рассмотрим сравнение того, какие факторы учитывает система АКБ Мониторинг электроники техники, при расчёте уровня заряда тяговой батареи.
АКБ Мониторинг | Электротехника | |
Общее напряжение | Да | Да |
Разрядная емкость | Да | Нет |
Температура | Да | Нет |
Деградация АКБ | Да | Нет |
Наличие неисправных элементов | Да | Нет |
*Алгоритм системы АКБ Мониторинг рассчитывает текущий уровень заряда аккумуляторной батареи с точностью более 1%.